ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 лет

РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВ

 

Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей ствий; поощрять самостоятельность детей.

 

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспи тателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

 

Мишка по лесу гулял, Долго, долго он искал,

 

Мишка деточек искал, Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

 

Стали деточки плясать, Мишка, Мишка, вставай,

 

Стали ножками стучать. Наших деток догоняй.

 

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

 

Поезд (1 год 6 месяцев — 3 года)

 

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовы вать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

 

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

 

Варианты игры (2 года 6 месяцев — 3 года)

1. Роль паровоза выполняет ребенок.

 

2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т. п.

 

3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:

 

 

Вот поезд наш едет, Ребят он повез

 

Колеса стучат, Далеко-далеко.

 

А в поезде этом Но вот остановка,

 

Ребята сидят. Кто хочет слезать?

 

Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Вставайте, ребята,

 

Бежит паровоз Пойдемте гулять!

 

Далеко-далеко.

 

 

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

 

 

Куры и кошка (I год 8 месяцев — 3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

 

Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки ис полняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:

 

 

Выходите, курочки, Жучков, паучков

 

Собирайте крошки, На зеленой дорожке.

 

 

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

 

 

Куры крыльями махали: Куры клювиком стучали:

 

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

 

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

 

 

Выйду, выйду на дорожку, Там, где куры ищут крошки,

 

Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу!

 

 

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» — и убегают в свои домики.

 

 

Варианты игры 1. Задачи. Совершенствовать умение подлезать под веревку, натя нутую на высоте 30—35 см от пола. Куры должны подлезать под нее. 2. Задачи. Совершенствовать умение влезать на предмет высотой 10—15 см (кубы) и слезать с него. Куры, убегая от кошки, взбираются на кубы, ящики.

 

 

Уточки и собачка (1 год 8 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер стниками.

 

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

 

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

 

 

Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!

 

Вышла мама-уточка Вы плывите, ути-деточки,

 

Поучить утят. Плавно в ряд.

 

(А. Барто)

 

 

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит де ток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

 

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребе нок старшей группы). Утка-мама говорит:

 

 

Ты, собачка, не лай!

 

Наших уток не пугай!

 

Утки наши белые

 

Без того не смелые.

 

(И. Токмакова)

 

 

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За тем утка-мама говорит:

 

 

Ты, собачка, не лай!

 

Наших уток не пугай!

 

Лучше с нами поиграй.

 

 

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

 

 

Я люблю свою лошадку (2—3 года)

 

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

 

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих ло шадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по ощряет их.

 

 

Вороны (2—3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

 

Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нарас пев:

 

 

 

Вот под елочкой зеленой

 

Скачут весело вороны,

 

Кар-кар-кар!

(Дети бегают по комнате, размахи вая руками, как крыльями, произ нося «Кар-кар-кар!».)

 

 

 

Целый день они кричали,

 

Спать ребяткам не давали,

 

Кар-кар-кар!

(Продолжают бегать.)

 

Только к ночи умолкают

 

И все вместе засыпают,

 

Кар-кар-кар!

(Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)

 

 

Воронята (2—3 года)

 

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

 

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, иг рушка-собачка.

 

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый пока зывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез дышки, а взрослый читает стихи:

 

 

Воронята крепко спят, А проснутся на заре,

 

Все по гнездышкам сидят, Будут каркать во дворе.

 

 

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, скло няют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просы паются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

 

 

Полетели, полетели, Воронята прилетали,

 

Воронята полетели, Все до крошки поклевали.

 

Кар-кар, кар-кар! Тук-тук-тук, тук-тук-туй,

 

Вышла Таня на дорожку, Клювами стучали.

 

Воронятам сыплет крошки.

 

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

 

Взрослый берет собачку и говорит:

 

 

Тузик по двору гулял,

 

Вороняток испугал:

 

«Ав-ав, ав-ав!»

 

 

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

 

 

Солнечные зайчики (2—3 года)

 

Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

 

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:

 

 

Скачут побегайчики — Прыг, прыг по углам,

 

Солнечные зайчики, Были там — и нет их там.

 

Мы зовем их — не идут. Где же зайчики? Ушли.

 

Были тут — и нет их тут. Мы нигде их не нашли.

 

 

В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направ ляет зайчиков в разные стороны комнаты.

 

 

Птички (2—3 года)

 

Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выпол нению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызы вать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

 

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

 

Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обо значает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели поле тать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птич ки, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

 

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.

 

 

Пчелки (2—3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

 

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по ком нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

 

Мишка-медведь идет,

 

Мед у пчелок унесет,

 

Пчелки, домой!

 

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, пере валиваясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

 

 

Этот улей — домик наш,

 

Уходи, медведь, от нас,

 

Ж-ж-ж-ж!

 

 

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

 

 

Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)

 

Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

 

Содержание игры. Взрослый читает стихи:

 

 

Мой веселый, звонкий мяч,

 

Ты куда помчался вскачь?

 

Желтый, красный, голубой,

 

Не угнаться за тобой!

 

(С. Маршак)

 

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

 

 

Зайчик в домике (2—3 года)

 

Задаачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

 

Содержание игры. Обручи лежат на полу — это домики зай чиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хва лит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»

 

 

Птички в гнездышках (2—3 года)

 

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып ную; развивать внимание.

 

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто роне комнаты, площадки.

 

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

 

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- рас крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.

 

 

Гуси (2—3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вы зывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совмест ных действий.

 

Содержание игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди гово рят:

 

Взрослый. Гуси-гуси!

 

Дети. Га-га-га!

 

Взрослый Есть хотите?

 

Дети. Да-да-да!

 

Взрослый. Идите ко мне!

 

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»

 

Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

 

 

Кот Васька (2—3 года)

 

Задачи. Повысить двигательную активность; способствовать воз никновению положительных эмоций от совместных действий.

 

Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается впра во, влево, мяукает).

 

Взрослый и дети поют или говорят:

 

Ходит Васька беленький, А бежит стрелой,

 

Хвост у Васьки серенький, А бежит стрелой.

 

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:

 

 

Глазки закрываются, Зубы у кота —

 

Спит иль притворяется? Острая игла.

 

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

 

Только мышки заскребут,

 

Серый Васька — тут как тут.

 

Всех поймает он!

 

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

 

 

У медведя во бору (2—3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.

 

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведи вна чале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

 

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель гово рит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихо творение:

 

У медведя во бору А медведь сидит

 

Грибы, ягоды беру, И на нас рычит.

 

 

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

 

 

Догони мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)

 

Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

 

Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.

 

 

Познакомьте ребенка с весной

 

 

Многие дети уже в 2-3-х летнем возрасте смогут вам безошибочно назвать целый ряд признаков того или иного времени года. Для того чтобы научить малыша отличать лето от зимы, весну от осени, можно не иметь много подручного материала: достаточно иметь книжку с картинками и время для того, чтобы проводить занятия с ребенком.

Но если вы хотите не просто обозначить признаки того или иного времени года для своего чада, а показать на практике, «дать пощупать» ему зиму, весну, лето или осень, помимо книжек и свободного времени вам необходимы будут еще некоторые составляющие. Итак, наполним знакомство малыша с весной яркими красками и незабываемыми впечатлениями…

 

 

Отличия на практике

 

В первую очередь обратите внимание ребенка на те изменения в его жизни, которые начали происходить с уходом зимы и наступлением весны.

 

Положите рядом два вида одежды: зимнюю и весеннюю, и покажите малышу, чем отличаются зимние куртки, шапки, сапоги и т.д. от весенних. Спросите у ребенка, почему существуют эти отличия и для чего одна куртка теплее другой, одна шапка толще другой и т.п.

 

Если зимой вы гуляли с ребенком, например, один час, а весной – два часа, поинтересуйтесь, заметил ли он эту разницу. Расскажите, отчего теперь время вашей прогулки увеличилось.

 

Наблюдайте на улице тающий снег, «плачущие» сосульки. Сходите с малышом в парк или лес, прислушайтесь к пению птиц: весной оно становится более звонким и веселым.

 

Забирая малыша из детского сада, спросите, знает ли он, почему зимой за ним приходили, когда на улице уже было темно, а весной в это время на улице еще светло. Расскажите на понятном для ребенка языке об отличиях, происходящих в длине зимних и весенних ночи и дня.

 

 

Распускающиеся почки

 

Проходя мимо деревьев с набухающими почками, не упустите возможность показать их малышу. Вместе рассмотрите и сравните веточки разных деревьев. На одних уже начнут распускаться почки, на других же их будет еще не видно.

 

Срежьте небольшую веточку с набухшими почками и дома поставьте ее в воду. Показывайте ее малышу несколько раз в день, чтобы он мог наблюдать, как в тепле распускаются листочки. Объясните, почему в тепле вашего дома веточка стала распускаться быстрее, чем на улице. Скажите, что через некоторое время все деревья, которые растут за окном будут распускаться точно также, как эта веточка.

 

 

Опыты со снегом

 

Если у вас во дворе еще не полностью растаял снег, перед уходом домой наберите его в детское ведерко. Захватите с собой с улицы несколько камешков, веточек или травинок. Придя домой, поставьте ведерко со снегом в морозильник до тех пор, пока вы не будете готовы провести несколько несложных опытов. Можно для подобных занятий использовать снег из холодильника.

 

Положите на поднос или в глубокую тарелку принесенные камешки, ветки или траву, а сверху засыпьте все это снегом. Скажите малышу, что это – снежная горка, с которой он катался во дворе, только маленькая. Затем придумайте «солнышко». Это может быть настольная лампа или увеличительное стекло, пропускающее солнечные лучи. Покажите малышу, что будет, если солнышко светит далеко от «земли» (от подноса со снегом): снег лежит, как и лежал. Это – зима. А теперь покажите ребенку весну: приблизьте «солнышко» и дождитесь момента, когда снег начнет таять. Пусть малыш потрогает пальцем мокрый снег, сравнит его с еще не растаявшим. Под снегом через некоторое время появятся первые «проталины» - будут видны камни и веточки, которые вы положили под сугроб. Обратите внимание малыша на них. Дождитесь, пока растает весь снег и останется лишь лужица. Скажите, что эта вода впитается в землю и, напившись ею, трава и цветы начнут набираться сил и расти.

 

Слепите из снега маленького снеговичка и поместите его в емкость, которая вместит всю воду, образовавшуюся после таяния снега. Покажите малышу веселого снежного человечка и поставьте его на подоконник, залитый солнечным светом или под включенную настольную лампу. Время от времени подводите ребенка к снеговику и задавайте вопросы о том, как изменился ваш человечек и почему. Незаметно вы можете изменить веселую улыбку снеговика на грустное выражение, отметив этим самым, что время зимы подходит к концу, а значит, приходит весна, снег тает, и снеговики потихоньку исчезают, превращаясь в лужицу.

 

Наберите в пиалу рассыпчатого снега и сделайте «снегопад» над подносом. Скажите малышу, что зимой идет снег, потому что холодно. Затем дождитесь, когда «выпавший» снег растает, слейте воду в небольшую детскую лейку и покажите ребенку, как идет дождь. Объясните, что в теплое время года вместо снега идет дождь. Если у вас нет лейки, воду можно лить через небольшое кухонное ситце.

 

 

Ростки

 

Наглядно показать процесс изменения растений и их рост можно, прорастив несколько семян. Возьмите «живые» (не старые, не гнилые, не обработанные) семена подсолнечника, тыквы, фасоли, пшеницы или другого растения. Смочите водой небольшой кусок ваты и положите в мокрую вату несколько семян. Следите за тем, чтобы вата не высыхала и всегда была влажной. Покажите малышу, как выглядят семена до того, как их положили прорастать.

 

Через несколько дней, когда начнут проклевываться ростки, снова позовите ребенка и покажите ему, как изменились зерна. Объясните, что эти процессы происходят с семенами и на улице, в земле.

 

Затем, когда проклюнувшиеся ростки достигнут 0,5 см., посадите их в цветочный горшок. Пусть малыш поливает их. Через некоторое время на поверхности земли вы сможете наблюдать небольшие росточки.

 

Когда вы будете гулять с малышом на улице, найдите такие ростки в земле и покажите, как это выглядит в природе.

 

 

Насекомые

 

Спросите у малыша, как он думает, какие насекомые просыпаются весной, где они проводят зиму и в каком состоянии. Для этого маме самой необходимо запастись полезной информацией, чтобы отвечать на расспросы ребенка и рассказывать ему об изменениях, происходящих весной в живой природе.

 

Гуляя на улице, наблюдайте вместе с малышом за насекомыми, проснувшимися весной. Можете запоминать или записывать, сколько вы увидели жучков сегодня, чтобы сравнить с тем, сколько увидите через неделю. Расскажите малышу, что с каждым днем природа наполняется все большим количеством насекомых, потому что они чувствуют приход весны и тепла.

 

Возьмите на несколько часов домой какое-либо насекомое, посадив его в стеклянную банку. Малыш может наблюдать за жучком, кормить его травой или кусочками овощей, а потом выпустить на волю.

 

 

Фотографии

 

Если у вас есть зимние и весенние фотографии природы, вашего ребенка, детской площадки, на которой вы гуляете, покажите их малышу, пусть он сравнит их и расскажет, чем они отличаются.

 

Сделайте фотографии одного и того же места в начале, в середине и в конце весны, желательно, чтобы на вашем фото были видны растения и люди (или ваш ребенок).

Сравнив эти фото, вы можете показать малышу, как с потеплением изменяются растения и одежда людей.

 

 

Игры на свежем воздухе на тему «Весна»

 

Интересными будут для детей игры на свежем воздухе с весенней тематикой.

 

Кто найдет первым - Игрокам (вы можете играть в эту игру вдвоем с малышом) даются задания типа:

- найди цветок

- найди муравья

- найди признак весны (для детей постарше)

Кто первый находит заданный предмет – выиграл.

 

Кто больше - Эта игра подобна предыдущей, но заданные «весенние» предметы нужно находить как можно в большем количестве (кто больше найдет и покажет муравьев, цветов и т.п.)

 

Контрасты - Игрокам дается задание на поиск контрастов, например, найти бутон цветка и точно такой распустившийся цветок, найти ветку без листьев и с листьями, без почек и с почками, траву сухую и зеленую и т.п. Кто быстрее находит – выиграл.

 

Весна на тротуаре - Как только снег сойдет, и земля высохнет, можно смело доставать мелки. Пусть в первых рисунках вашего ребенка будет видна весенняя тематика, ведь именно теплое весеннее солнышко позволило малышу заняться таким интересным делом, как рисование мелками.

 

 

Игры дома

 

Что стало с… - Ведущий задает вопросы, связанные с весенними изменениями в жизни природы и людей, игрок должен отвечать: что весной стало с…

- деревьями

- птицами

- насекомыми

- со снегом

- одеждой у людей

- и т.д.

 

Времена года - Ведущий называет предмет, игрок должен ответить, к какому времени года он относится. Например, валенки – зима, почки на деревьях – весна и т.д.

 

 

Загадки, стихи, пословицы и поговорки про весну

 

Не забывайте, что загадки, стихи, пословицы и поговорки могут как нельзя лучше передать весеннее настроение, рассказать об особенностях этого времени года, раскрыв ребенку такой интересный и разнообразный мир природы. Если вы подкрепите свои опыты со снегом веселым весенним стихотворением и загадаете малышу несколько загадок, урок на заданную тему получится на славу.

 

Загадки

 

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

 

Со снегом все прощаются,

Цветочки распускаются,

Прекрасная погода –

Какое время года?

 

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

 

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ... (весна)

 

Стихи

 

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

 

Март

Рыхлый снег темнеет в марте

Тают льдинки на окне,

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

С. Маршак

 

Весенняя сказка

Дружно ударились

Рыбы об лед,

И на реке начался

Ледоход.

В. Берестов

 

Зима недаром злится

Зима недаром злится.

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон…

Федор Тютчев

 

 

Пословицы и поговорки

 

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

 

Весною дни долгие, да нитка короткая. (Лень прясть).

 

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

 

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

 

Грач на горе – весна на дворе.

 

Пришла весна, так уж не до сна.

 

Зима весну пугает, да сама тает.

 

Весна отмыкает ключи и воды.

 

Конечно, смысл многих пословиц, поговорок и даже детских стишков необходимо будет объяснить ребенку. Почему, например, весной не до сна, как весна отмыкает ключи и воды, почему воробушки радуются, что выжили зимой?

 

Чем больше пословиц и поговорок вы объясните малышу, тем эрудированнее будет ваше чадо. Помните, что цель всех занятий – не сами знания, но полноценное, разностороннее развитие ребенка, привитие ему пытливости ума и желания постоянно открывать для себя что-то новое.

 

Познакомьте ребенка с весной

Многие дети уже в 2-3-х летнем возрасте смогут вам безошибочно назвать целый ряд признаков того или иного времени года. Для того чтобы научить малыша отличать лето от зимы, весну от осени, можно не иметь много подручного материала: достаточно иметь книжку с картинками и время для того, чтобы проводить занятия с ребенком.

Но если вы хотите не просто обозначить признаки того или иного времени года для своего чада, а показать на практике, «дать пощупать» ему зиму, весну, лето или осень, помимо книжек и свободного времени вам необходимы будут еще некоторые составляющие. Итак, наполним знакомство малыша с весной яркими красками и незабываемыми впечатлениями…

 

 

Отличия на практике

 

В первую очередь обратите внимание ребенка на те изменения в его жизни, которые начали происходить с уходом зимы и наступлением весны.

 

Положите рядом два вида одежды: зимнюю и весеннюю, и покажите малышу, чем отличаются зимние куртки, шапки, сапоги и т.д. от весенних. Спросите у ребенка, почему существуют эти отличия и для чего одна куртка теплее другой, одна шапка толще другой и т.п.

 

Если зимой вы гуляли с ребенком, например, один час, а весной – два часа, поинтересуйтесь, заметил ли он эту разницу. Расскажите, отчего теперь время вашей прогулки увеличилось.

 

Наблюдайте на улице тающий снег, «плачущие» сосульки. Сходите с малышом в парк или лес, прислушайтесь к пению птиц: весной оно становится более звонким и веселым.

 

Забирая малыша из детского сада, спросите, знает ли он, почему зимой за ним приходили, когда на улице уже было темно, а весной в это время на улице еще светло. Расскажите на понятном для ребенка языке об отличиях, происходящих в длине зимних и весенних ночи и дня.

 

 

Распускающиеся почки

 

Проходя мимо деревьев с набухающими почками, не упустите возможность показать их малышу. Вместе рассмотрите и сравните веточки разных деревьев. На одних уже начнут распускаться почки, на других же их будет еще не видно.

 

Срежьте небольшую веточку с набухшими почками и дома поставьте ее в воду. Показывайте ее малышу несколько раз в день, чтобы он мог наблюдать, как в тепле распускаются листочки. Объясните, почему в тепле вашего дома веточка стала распускаться быстрее, чем на улице. Скажите, что через некоторое время все деревья, которые растут за окном будут распускаться точно также, как эта веточка.

 

 

Опыты со снегом

 

Если у вас во дворе еще не полностью растаял снег, перед уходом домой наберите его в детское ведерко. Захватите с собой с улицы несколько камешков, веточек или травинок. Придя домой, поставьте ведерко со снегом в морозильник до тех пор, пока вы не будете готовы провести несколько несложных опытов. Можно для подобных занятий использовать снег из холодильника.

 

Положите на поднос или в глубокую тарелку принесенные камешки, ветки или траву, а сверху засыпьте все это снегом. Скажите малышу, что это – снежная горка, с которой он катался во дворе, только маленькая. Затем придумайте «солнышко». Это может быть настольная лампа или увеличительное стекло, пропускающее солнечные лучи. Покажите малышу, что будет, если солнышко светит далеко от «земли» (от подноса со снегом): снег лежит, как и лежал. Это – зима. А теперь покажите ребенку весну: приблизьте «солнышко» и дождитесь момента, когда снег начнет таять. Пусть малыш потрогает пальцем мокрый снег, сравнит его с еще не растаявшим. Под снегом через некоторое время появятся первые «проталины» - будут видны камни и веточки, которые вы положили под сугроб. Обратите внимание малыша на них. Дождитесь, пока растает весь снег и останется лишь лужица. Скажите, что эта вода впитается в землю и, напившись ею, трава и цветы начнут набираться сил и расти.

 

Слепите из снега маленького снеговичка и поместите его в емкость, которая вместит всю воду, образовавшуюся после таяния снега. Покажите малышу веселого снежного человечка и поставьте его на подоконник, залитый солнечным светом или под включенную настольную лампу. Время от времени подводите ребенка к снеговику и задавайте вопросы о том, как изменился ваш человечек и почему. Незаметно вы можете изменить веселую улыбку снеговика на грустное выражение, отметив этим самым, что время зимы подходит к концу, а значит, приходит весна, снег тает, и снеговики потихоньку исчезают, превращаясь в лужицу.

 

Наберите в пиалу рассыпчатого снега и сделайте «снегопад» над подносом. Скажите малышу, что зимой идет снег, потому что холодно. Затем дождитесь, когда «выпавший» снег растает, слейте воду в небольшую детскую лейку и покажите ребенку, как идет дождь. Объясните, что в теплое время года вместо снега идет дождь. Если у вас нет лейки, воду можно лить через небольшое кухонное ситце.

 

 

Ростки

 

Наглядно показать процесс изменения растений и их рост можно, прорастив несколько семян. Возьмите «живые» (не старые, не гнилые, не обработанные) семена подсолнечника, тыквы, фасоли, пшеницы или другого растения. Смочите водой небольшой кусок ваты и положите в мокрую вату несколько семян. Следите за тем, чтобы вата не высыхала и всегда была влажной. Покажите малышу, как выглядят семена до того, как их положили прорастать.

 

Через несколько дней, когда начнут проклевываться ростки, снова позовите ребенка и покажите ему, как изменились зерна. Объясните, что эти процессы происходят с семенами и на улице, в земле.

 

Затем, когда проклюнувшиеся ростки достигнут 0,5 см., посадите их в цветочный горшок. Пусть малыш поливает их. Через некоторое время на поверхности земли вы сможете наблюдать небольшие росточки.

 

Когда вы будете гулять с малышом на улице, найдите такие ростки в земле и покажите, как это выглядит в природе.

 

 

Насекомые

 

Спросите у малыша, как он думает, какие насекомые просыпаются весной, где они проводят зиму и в каком состоянии. Для этого маме самой необходимо запастись полезной информацией, чтобы отвечать на расспросы ребенка и рассказывать ему об изменениях, происходящих весной в живой природе.

 

Гуляя на улице, наблюдайте вместе с малышом за насекомыми, проснувшимися весной. Можете запоминать или записывать, сколько вы увидели жучков сегодня, чтобы сравнить с тем, сколько увидите через неделю. Расскажите малышу, что с каждым днем природа наполняется все большим количеством насекомых, потому что они чувствуют приход весны и тепла.

 

Возьмите на несколько часов домой какое-либо насекомое, посадив его в стеклянную банку. Малыш может наблюдать за жучком, кормить его травой или кусочками овощей, а потом выпустить на волю.

 

 

Фотографии

 

Если у вас есть зимние и весенние фотографии природы, вашего ребенка, детской площадки, на которой вы гуляете, покажите их малышу, пусть он сравнит их и расскажет, чем они отличаются.

 

Сделайте фотографии одного и того же места в начале, в середине и в конце весны, желательно, чтобы на вашем фото были видны растения и люди (или ваш ребенок).

Сравнив эти фото, вы можете показать малышу, как с потеплением изменяются растения и одежда людей.

 

 

Игры на свежем воздухе на тему «Весна»

 

Интересными будут для детей игры на свежем воздухе с весенней тематикой.

 

Кто найдет первым - Игрокам (вы можете играть в эту игру вдвоем с малышом) даются задания типа:

- найди цветок

- найди муравья

- найди признак весны (для детей постарше)

Кто первый находит заданный предмет – выиграл.

 

Кто больше - Эта игра подобна предыдущей, но заданные «весенние» предметы нужно находить как можно в большем количестве (кто больше найдет и покажет муравьев, цветов и т.п.)

 

Контрасты - Игрокам дается задание на поиск контрастов, например, найти бутон цветка и точно такой распустившийся цветок, найти ветку без листьев и с листьями, без почек и с почками, траву сухую и зеленую и т.п. Кто быстрее находит – выиграл.

 

Весна на тротуаре - Как только снег сойдет, и земля высохнет, можно смело доставать мелки. Пусть в первых рисунках вашего ребенка будет видна весенняя тематика, ведь именно теплое весеннее солнышко позволило малышу заняться таким интересным делом, как рисование мелками.

 

 

Игры дома

 

Что стало с… - Ведущий задает вопросы, связанные с весенними изменениями в жизни природы и людей, игрок должен отвечать: что весной стало с…

- деревьями

- птицами

- насекомыми

- со снегом

- одеждой у людей

- и т.д.

 

Времена года - Ведущий называет предмет, игрок должен ответить, к какому времени года он относится. Например, валенки – зима, почки на деревьях – весна и т.д.

 

 

Загадки, стихи, пословицы и поговорки про весну

 

Не забывайте, что загадки, стихи, пословицы и поговорки могут как нельзя лучше передать весеннее настроение, рассказать об особенностях этого времени года, раскрыв ребенку такой интересный и разнообразный мир природы. Если вы подкрепите свои опыты со снегом веселым весенним стихотворением и загадаете малышу несколько загадок, урок на заданную тему получится на славу.

 

Загадки

 

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

 

Со снегом все прощаются,

Цветочки распускаются,

Прекрасная погода –

Какое время года?

 

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

 

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ... (весна)

 

Стихи

 

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

 

Март

Рыхлый снег темнеет в марте

Тают льдинки на окне,

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

С. Маршак

 

Весенняя сказка

Дружно ударились

Рыбы об лед,

И на реке начался

Ледоход.

В. Берестов

 

Зима недаром злится

Зима недаром злится.

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон…

Федор Тютчев

 

 

Пословицы и поговорки

 

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

 

Весною дни долгие, да нитка короткая. (Лень прясть).

 

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

 

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

 

Грач на горе – весна на дворе.

 

Пришла весна, так уж не до сна.

 

Зима весну пугает, да сама тает.

 

Весна отмыкает ключи и воды.

 

Конечно, смысл многих пословиц, поговорок и даже детских стишков необходимо будет объяснить ребенку. Почему, например, весной не до сна, как весна отмыкает ключи и воды, почему воробушки радуются, что выжили зимой?

 

Чем больше пословиц и поговорок вы объясните малышу, тем эрудированнее будет ваше чадо. Помните, что цель всех занятий – не сами знания, но полноценное, разностороннее развитие ребенка, привитие ему пытливости ума и желания постоянно открывать для себя что-то новое.