ПИВОВАРОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Образование среднее специальное. Закончила Педагогический колледж №7 с красным дипломом. После окончания училища работала в нескольких детских садах Красногвардейского района, в т.ч. в муниципальном ДОУ "Марина" №5 .После этого некоторое время не работала по специальности.Потом работала в ДОУ №33 в Ст.Петергофе.С ноября 2012 г.  -  в нашем ДОУ №9. 

 

Автор детских стихов: потешки, колыбельные, подборки комплексов утренней гимнастики и пальчиковых игр в стихотворной форме. Печаталась в журналах "Мурзилка" и Веселые картинки". 

Все стихи Т. Пивоваровой:

http://www.stihi.ru/avtor/detik

Веду блог на   на Мaaam.ru по обмену опытом между воспитателями:      http://www.maaam.ru/detskijsad/detishka

Доклад  воспитателя Пивоваровой Т.В. на тему : «Рифмование как способ

подачи образовательного материала» 

Стихотворная форма в общении с детьми сразу же придает этому общению вид игры. А использовать рифмованные строки можно как на любом занятии, так и в повседневной жизни группы, а также на прогулке. При этом подача образовательного материала, под которым  я подразумеваю обучающие моменты в любой области, воспринимается ребенком непрозвольно, сказанное взрослым лучше запоминается, усваивается. Прослушивая стихи, дети получают эстетическое наслаждение. Рифмованные строки действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Стихи, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В стихах уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать. Особенно ярко это проявляется при использовании шуточных стихов, потешек, рифмовок при работе с детьми младшего возраста. Стихотворные строки в основном отображают близкие и созвучные детям явления окружающего мира, и отвечают познавательным и речевым потребностям детей. Разучивая стихи, дети  не только развивают непроизвольную память , но и  легче овладевают произносительной стороной речи.

 Сейчас  можно найти стихи и рифмовки к любой тематике. Например, на занятиях по ФЭМП, обучение форме:

«Сыр лиса на всех делила

Пополам переломила.

Половинку круга, друг,

Называют полукруг.»

 

Или: «Катился круг, и вдруг упал,

Бока себе чуть-чуть помял.

Фигуру эту я узнал:

Был круг, а стал теперь овал».

 

Или обучение цвету:

«Цвет оранжевый, знакомый -

 Апельсин съедим мы дома.

Желтый цвет, цвет Солнца,

 Светит нам в оконце.

 Цвет зеленый - цвет дубрав,

 Цвет заборов, буйных трав.

Голубой есть цвет у неба,

 И страны где так и не был.

Синий цвет возьмем у моря,

 С корабля с волнами споря.»

Особенно широко рифмовки можно использовать на занятии по развитию речи. Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но и просто прослушивание их на занятиях  немаловажно -  в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Происходит активизация словаря : закрепление знакомых детям понятий  и введение новых, ранее незнакомых детям слов посредством неожиданных сравнений, ярких образов.

Стихи, рифмовки  можно подобрать практически ко всем темам занятий. Например, по теме «Профессии»:

«Архитектор.

Архитектор строит дом,

 Дом многоэтажный.

 Строит дом карандашом

 На листке бумажном.

 Нужно всё нарисовать,

 Вычислить, проверить,

 Все квартиры сосчитать,

 Лестницы и двери.»

Так же к этой теме частично подходит  мой комплекс гимнастики “Колем дрова»

Пилит пилит пила,

 Будут у меня дрова.

 (Показываем как пилим)

 Славные чурбачки

 Напилили мужички.

 (Наклоны и как будто катим по полу бревнышко)

 Я потом топор возьму

 И дрова - поколю.

 (Колем)

 У меня у молодца

 Целая поленниЦа!

 (Руки в стороны и вверх)

 В печку я дрова сложу

 И огонь в ней зажгу.

 (Показываем :) )

 Будет у меня тепло,

 будет очень ХОРОШО!

 (Вытянутыми вперед руками хлопаем в ладоши). 

В своей 2 младшей группе на занятиях по развитию речи я использую как детские стихи известных авторов, так и собственные. 

В прошлом году наша группа (2 младшая) делала проект «Сезонные изменения в жизни зверей леса». 

Чтобы наглядно рассказать детям о жизни зверей осенью, мы сделали пластилиновый макет, и передвигали фигурки, сопровождая их соответствующими рифмованными строками: 

Вот о чем пойдет рассказ.

Осень РАННЯЯ у нас.

Да ее почти что нету,

И еще почти что лето!

Побываем мы, ребята,На лесной опушке.

Что же делают сейчас разные зверушки?

Нет в лесу морковки,

Нет в лесу капусты.

ЗАЙЦЫ кушают траву

С радостью и хрустом!

Листья сочные найдут,

Вот и кушают, грызут.

Вот нашел улитку ЕЖИК

И собрался кушать тоже.

Ежики едят жуков,

Лягушат и червяков.

ВОЛК хотел бы съесть зайчишку,

Но зайчишка убежит!

Волк себе наловит мышек

И наверно будет сыт.

МЫШКИ бегают проворно,

Собирают в норки зерна.

Посмотрите на ЛИСУ.

Как ей хорошо в лесу!

Ловит иногда зайчишек,

А почаще - птиц и мышек.

Для нее почти всегда

Мыши - главная еда.

Следующий осенний макет : “Осень золотая» Мы предварили сезонными стихами об осени, а сам макет рассматривали, одновременно используя загадки о лесных зверях Л.Одинцова :

Рыже-огненный комочек,

 С хвостиком как парашют,

 По деревьям быстро скачет,

 Был он там…

 Теперь уж тут.

 Быстрый он как стрелочка.

 Так ведь это… (Белочка)

-- ------

Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

А нитки ни одной. (и т.д.)

 

Также я пыталась дать детям знания о сезонных изменениях в жизни зверей леса через использование авторской рифмованной пальчиковой гимнастики.

К проекту мы использовали пальчиковую гимнастику только на осень и зиму, но у меня подготовлены комплексы на все 4 сезона. Например: 

ЗИМА. 

 «Снег летает, снег кружит» :

 Снег летает, снег кружит (кругообразные движения сцепленными в кружок ладонями)

 А медведь в берлоге спит. (Сложенные ладошки попеременно то к одному, то к другому уху)

 Спит, спит до весны, спит, сопит и видет сны.

 Снег летает, снег кружит,

 А зайка (Спрашиваем) спит? Не спит! (Показываем указ. и средним пальцем "уши" зайки, остальные прижаты)

 Скачет, скачет по лужку, по холодному снежку. (делаем соотв. движение)

 Снег летает, снег кружит,

 А ежик (показываем сцепленные руки) спит? (Отвечают) Спит. Спит, спит до весны, спит, сопит и видет сны. (показываем, как спит - см. выше)

 Дальше: то же самое, узнаем, спит ли червячок (согнутый указательный палец, лиса, волк (их показываем соединенными в запястьях ладонями - "пасть"), белка (как зайчик, только ушки показываем не вытянутыми указательным и средним пальцами, а согнутыми, и за этой ладошкой другой согнутой ладонью изображаем "хвост" белочки) . 

 

Вижу явную эффективность использования рифмованных строк – дети с удовольствием повторяют их,  запоминают, легче улавливают суть занятия.